ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Система обеспечения качества образовательного процесса

Высшее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В УДМУРТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

ИЖЕВСК – 2008

 

Утверждено решением Ученого Совета университета,

Протокол № 1 от 29.01.2008

 

 

Составители:

Мерзлякова Г.В. – д.и.н., профессор, Первый проректор – проректор по УР;

Меньшиков И.В. – д.б.н., доцент, член президиума УМС;

Санникова О.В. – к.филос.н., доцент, председатель МК ФСФ;

Анголенко Е.Н. – начальник УМД, член президиума УМС;

Костина Н.М. – нач. МО отдела УМД, секретарь-координатор президиума УМС;

Нуриева Я.А. – методист Методического отд. УМД, секретарь УМС;

 

 

Согласовано:

Юридический отдел

 

 

Положение об организации самостоятельной работы студентов в Удмуртском государственном университете. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. –  12 с.

 

 

«Положение об организации самостоятельной работы студентов в Удмуртском государственном университете» предназначено для обязательного использования в практической деятельности факультетов, институтов и филиалов УдГУ.

 

©Учебно-методический департамент, 2008

©ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.    Введение. 4

2.    Общие положения. 5

3.    Управленческая деятельность по организации самостоятельной работы студентов  6

4.    Условия реализации. 12

 

1.                Введение.

 

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями, Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года, № 168, Письмом Минобразования РФ от 29 декабря 2000 г. № 16-52-138ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», Инструктивным письмом МО РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утв. Распоряжением правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р).

 

Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей специальности на уровне мировых стандартов невозможна без повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе.    

Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает доля методической работы преподавателей, относящаяся к самостоятельной работе студентов.

Данное Положение определяет принципы и подходы к организации самостоятельной работы студентов в Удмуртском государственном университете (далее УдГУ, университет).

2.                Общие положения

 

Самостоятельная работа студентов – индивидуальная и групповая учебная деятельность, осуществляемая на аудиторных и внеаудиторных занятиях по заданиям преподавателя, без непосредственного его участия.

Данное Положение определяет ту часть самостоятельной работы, которая является учебной деятельностью студентов, организованной преподавателем.

Цель самостоятельной работы студентов –  овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности, становление профессиональных компетенций.

 

Задачи самостоятельной работы студентов:

-         обеспечить единство и непрерывность образовательного процесса на всех этапах его осуществления;

-         создать условия для формирования у студентов навыков самостоятельной учебной, научно- исследовательской и практической работы;

-         содействовать углублению и расширению профессиональных научных и практических интересов студентов;

-         способствовать гармоничному творческому развитию субъектов образования.

 

В основе организации самостоятельной работы студентов лежат следующие концептуальные педагогические положения:

-         центром процесса обучения является учение, а не преподавание. Студент должен стать не объектом процесса обучения, а его субъектом;

-         студент должен не только овладеть определенным объемом знаний, умений, навыков, но научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладевать способами познавательной деятельности, которые обеспечат его общекультурную и профессиональную компетентность.

 

3.    Управленческая деятельность по организации самостоятельной работы студентов

 

3.1.         Деятельность преподавателя

по организации самостоятельной работы студентов

Преподаватель – формирует содержание самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программам,  планирует, организует и контролирует  самостоятельную работу студентов.

 

3.1.1.  Формирование содержания самостоятельной работы:

-         определяется и обосновывается необходимый минимум разделов, тем вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;

-         устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;

-         отбираются и предлагаются методы и формы самостоятельной работы студентов  в соответствии с новыми технологиями обучения.

 

3.1.2  Планирование самостоятельной работы студентов:

-         планируется объем времени, отводимого на внеаудиторную и аудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине;

-         составляется понедельный семестровый график самостоятельной работы студентов, где указываются сроки, содержание и формы выполнения и  контроля результатов самостоятельной работы студентов;

-         перераспределяется по возможности часть аудиторной нагрузки (планируемую в учебную нагрузку преподавателю) на организованную самостоятельную работу студентов.

Соответствующее перераспределение планируемой учебной нагрузки преподаватель оформляет заявлением в Методическую комиссию (далее МК) факультета/института с предоставлением необходимых материалов (организационные формы проведения самостоятельной работы студентов), обосновывающих целесообразность вносимых изменений в распределение часов, планируемых в учебную нагрузку преподавателя, на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу.

МК факультета/института  принимает решение (утверждает) о вносимых изменениях в организацию учебного процесса по дисциплине, о чем выносится протокол.

Руководство факультета/института предоставляет данный протокол в УМД вместе с рабочим учебным планом и учебными поручениями.

Ответственность за вносимые изменения, направленные на повышение качества и эффективности учебного процесса несут заведующие кафедрами, деканы/директора и МК факультетов и институтов.

МК осуществляют мониторинг и дают оценку эффективности организации преподавателем самостоятельной работы студентов.

Заключение МК обсуждается на Ученом Совете факультетов/институтов.

Самостоятельная работа студентов планируется как индивидуальная или групповая, аудиторная или внеаудиторная в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов на определенном этапе обучения.

 

3.1.3 Организация самостоятельной работы студентов:

-         определяются организационные формы самостоятельной работы студентов в соответствии с содержанием учебной дисциплины, графиком учебного процесса, учебными планами, с особенностями студенческой аудитории, индивидуальными особенностями студентов;

-         студенты обеспечиваются графиками индивидуальных собеседований (консультаций), графиком выполнения самостоятельной работы и лабораторных занятий, методическими разработками тем для самостоятельного изучения, списками специальной литературы и других источников;

-         самостоятельная работа студентов обеспечивается информационно-методическими материалами (рабочая программа дисциплины, методические указания для студентов, задания для самоконтроля и т.п.).

Преподаватель проводит консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации или аудиторную работу преподавателя.

Во время консультации преподаватель знакомит студентов:

-         с системой форм и методов обучения по дисциплине, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

-         с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов.

 

3.1.4. Контроль процесса и результатов самостоятельной работы студентов:

-         разрабатывается график контроля самостоятельной работы студентов;

-         осуществляется систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы;

-         вырабатываются параметры контроля, критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов;

-         определяется уровень контроля (знаний, умений и навыков) и его содержание;

-         определяется перечень контрольных вопросов, заданий, контрольных работ, разрабатываются тестовые задания;

-         проводится анализ и дается оценка самостоятельной работы студентов;

-         совершенствуется система текущего контроля работы студентов, вводится балльно-рейтинговая оценка, внедряется компьютерное тестирование;

-         определяются формы и методы самоконтроля студентов с использованием современных коммуникативных и информационных технологий.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дисциплине. Результаты контроля самостоятельной работы студентов должны учитываться при осуществлении итогового контроля.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

Критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:

-         уровень освоения студентом учебного материала;

-         умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-         сформированность общеучебных умений;

-         обоснованность и четкость изложения ответа;

-         оформление отчетного материала в соответствии с требованиями.

 

3.2. Деятельность студента по освоению навыков учебной самостоятельной работы

В процессе осуществления самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

 

3.2.1. В части содержания самостоятельной работы студентов студент должен освоить предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего/среднего профессионального образования (ГОС ВПО / ГОС СПО) по данной дисциплине минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов.

Студент может сверх предложенного преподавателем минимума и сверх обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО / ГОС СПО по данной дисциплине:

-         самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала, вынесенного на самостоятельную работу студентов;

-                   предложить дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки.

 

3.2.2. В части планирования самостоятельной работы студентов студент должен осуществлять  самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

Студент может в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы студентов предложить и обосновать индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы студентов.

 

3.2.3. В части организации самостоятельной работы студентов студент должен осуществлять самостоятельную работу в организационных формах, предусмотренных учебным планом и графиком самостоятельной работы.

Студент может:

-         использовать организационные формы самостоятельной работы студентов, заявленные преподавателем, а также предлагать  свои варианты данных организационных форм;

-         использовать для самостоятельной работы иные методические пособия, разработки, учебные пособия, сверх предложенного преподавателем перечня по согласованию с ним.

 

3.2.4. В части контроля самостоятельной работы студентов студент должен выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов и видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

Студент может использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

 

3.3. Деятельность кафедр и Методических комиссий факультета/института по организации самостоятельной работы студентов

3.3.1. Кафедра как структурное подразделение факультета/института:

-         организует кадровое, материально-техническое и программное сопровождение самостоятельной работы студентов;

-         определяет объем самостоятельной работы студентов (в соотношении часов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов);

-         контролирует выполнение учебной нагрузки преподавателя в части организованной самостоятельной работы студентов – журнал консультаций;

-         обеспечивает методическое оснащение самостоятельной работы студентов;

-         создает банк методических разработок по самостоятельной работе студентов;

-         поддерживает преподавателя в организации самостоятельной работы студентов: организует методические семинары, обмен опытом, взаимоконсультации;

-         учитывает качество организации самостоятельной работы студентов при переизбрании по конкурсу, заключении контракта с преподавателем.

 

3.3.2. Методическая комиссия факультета/института, деканат:

-         проводят экспертизу содержания самостоятельной работы студентов;

-         учитывают предложения о перераспределении часов в учебном поручении преподавателей при составлении рабочего учебного плана;

-                   согласуют и утверждают графики самостоятельной работы студентов на семестр;

-         осуществляют контроль выполнения графиков самостоятельной работы студентов, анализ ее эффективности.

Факультет/институт разрабатывает план совершенствования самостоятельной работы студентов, обеспечивая самостоятельную работу студентов материально-техническими и информационными ресурсами.

 

3.4. Деятельность структур университета по организации самостоятельной работы студентов

3.4.1. Учебно-методический Совет – разрабатывает Положение об организации самостоятельной работы студентов, совершенствует организационные формы учебной работы преподавателей и создает организационно-методические условия для увеличения доли самостоятельной работы студентов  в учебном процессе.

 

3.4.2. Учебно-методический департамент – разрабатывает новые подходы к составлению учебных планов с увеличением доли самостоятельной работы студентов и изменением структуры учебной нагрузки преподавателя.

 

3.4.3. Административно-хозяйственная часть и Материально-техническое управление – создают необходимые материально-технические условия для обеспечения самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ГОС ВПО / ГОС СПО, специфики профессиональных образовательных программ, особенности реализации рабочей программы, на основании заявок факультетов/институтов.

4.                Условия реализации

Настоящее Положение действует с момента его принятия Ученым Советом УдГУ и является обязательным для реализации всеми административными и учебными подразделениями вуза.

Данное Положение может быть изменено и дополнено по инициативе ректора, Учебно-методического Совета, Ученого совета УдГУ.

Методические комиссии факультетов (институтов) могут руководствоваться данным положением при разработке соответствующих положений  о самостоятельной работе студентов с учетом специфики условий реализации конкретных образовательных программ.

Самостоятельная работа студентов входит в перечень документов Учебно-методического комплекса дисциплины.