ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Общие положения

           Под учебным процессом понимается становление, функционирование и развитие управленческо-педагогической системы взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, целью которой является: фундаментальная теоретическая и практическая подготовка студентов создавать средства деятельности ориентации в ситуациях и решения задач практики настоящего времени и на ближайший период.

Учебный процесс направлен на удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования, специальности и квалификации.

Общие требования к организации учебного процесса

·        Организация учебного процесса основывается на государственных образовательных стандартах профессионального образования по направлениям и специальностям, примерных учебных планов и примерных программах учебных дисциплин, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием.

·        Управление  учебным процессом призвано обеспечивать:

-     Современный научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения.

-     Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса;

-     Органическое единство процесса обучения и развития;

-     Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, опыта юридической и управленческой деятельности;

-     Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики;

-     Создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоения студентами профессиональных учебных программ, их творческой самостоятельной работы.

          Настоящее Положение является основой для разработки базовых и рабочих учебных планов в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования, с учетом Государственных Требований к минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по всем лицензированным и вновь открываемым специальностям (направлениям) Удмуртского государственного университета.                        Основная профессиональная образовательная программа, определяющая содержание учебного процесса по конкретным направлениям или специальностям, самостоятельно разрабатывается на факультете на основе соответствующих Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее Требования). При этом учебные планы и программы, одобренные Научно-методическими советами, Учебно-методическими объединениями носят рекомендательный характер.

         Студенты, принятые в УдГУ до утверждения соответствующих Требований, могут обучаться по действовавшим на момент их поступления учебным планам и программам. Это не лишает их права на получение государственных документов о высшем образовании нового образца, форма и текстовое содержание которых утверждены постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 г. №9.

         Факультет вправе привести образовательные программы их обучения в соответствии с Требованиями, если это не влечет увеличение сроков обучения и перегрузки студентов.

         Новые профессиональные образовательные программы (подготовки бакалавров и магистров), вводятся в ВУЗе при наличии решения его ученого совета в порядке, предусмотренном письмами Госкомвуза России от 05.08.94г. №16-36-142/18, от 15.11.94г. №10-36-38ИН/027 и инструктивным письмом Госкомвуза России от 21.12.94г. №30.

         При разработке основной профессиональной образовательной программы (учебного плана, программ учебных курсов, программы итоговой аттестации и т.п.) особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:

-     содержанию образования первых двух лет обучения, которое должно включать преимущественно дисциплины, имеющие общекультурную функцию, а также дисциплины составляющие, фундамент подготовки будущего специалиста;

-     определению наименования и содержания учебных курсов, устанавливаемых ВУЗом. Программы этих курсов должны содержать требования к уровню знаний и умений выпускников (аналогичные содержащимся в ГОС ВПО), освоивших эти курсы. При этом дисциплины по выбору студентов могут быть ориентированы как на удовлетворение его образовательных потребностей, так и на получение конкретных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности.

-     учету национальных и региональных особенностей в подготовке специалистов. Они могут отражаться в рабочих программах дисциплин как заданных Требованиями, так и устанавливаемых ВУЗом.

         На основе утвержденных Государственных образовательных стандартов по каждой специальности и направлению разрабатываются:

       Базовый учебный план на соответствующие сроки обучения (по специальности – 5 лет, по направлению подготовки – 4 года) по очной и заочной форме обучения.

       Рабочий учебный план на текущий учебный год по дневной и заочной формам обучения.

       Учебный план по сокращенным срокам обучения. Если на факультете осуществляется обучение по основным профессиональным образовательным программам в сокращенные сроки относительно нормативных сроков обучения с указанием предшествующей подготовки.

       Учебный план на год выпуска.

1. Базовый учебный план

Базовый учебный план разрабатывается  на основе Госстандарта специальности (направления) с квалификацией “специалист” и “бакалавр”. Для дополнительных квалификаций “Преподаватель” и “Переводчик” составляются дополнительные учебные планы на основе Приказа №439 от 30.03.95 и Приказа №1435 от 04.07.97.

Учебный план включает:  

-     титульную часть,

-     график учебного процесса,

-     сводные данные по бюджету времени в неделях,

-     план учебного процесса,

-     наименование практик,

-     итоговую квалификационную аттестацию.

Требования к заполнению титульной части учебного плана

         В титульной части учебного плана должно быть указано:

Наименование плана (Базовый учебный план).

1.            Код и наименование специальности или направления согласно классификатору.

2.     Присваиваемую академическую степень или квалификацию специалиста.

3.     Нормативный срок обучения.

4.     Форма обучения (дневная, заочная).

5.     Гриф утверждено.

Требования к заполнению графика учебного процесса

         В графике учебного процесса необходимо отразить все виды учебной деятельности студента: теоретическое обучение, зачетная сессия, экзаменационная сессия, каникулы, учебная практика, производственная практика, итоговая аттестация.

В соответствии с введенными обозначениями на дневном отделении для студентов первого курса перед экзаменационной сессией обязательно ввести зачетную неделю. Для студентов второго и старших курсов зачетную неделю вводить по возможности или проводить ее во второй половине дня после учебных занятий с обязательным составлением расписания зачетов.

Требования к заполнению сводных данных по бюджету времени

Требования к сводным данным по бюджету времени заполняются с обязательным подведением итога сводных данных по бюджету времени в неделях в соответствии с требованиями Госстандарта. Общий объем каникулярного времени на дневном отделении в учебный год должен составлять 7 – 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Требования к заполнению плана учебного процесса

Учебный план должен содержать:

-     Индексы (ГСЭ, ЕН, ДС и т.д.), наименования циклов дисциплин в соответствии с Госстандартом специальности (направления). Каждый цикл состоит из обязательных дисциплин и курсов по выбору.

-     Перечень учебных дисциплин: время, период и логическую последовательность их изучения. Названия дисциплин в учебном плане в сокращенной форме не допускаются.

-     Объем часов по дисциплинам, в том числе по видам учебной работы (аудиторная и самостоятельная).

-     Учебные дисциплины не входящие в блок дисциплин специализации, должны быть закреплены за профилирующими кафедрами.

-     Не превышать допустимых Госстандартом отклонений от указанного в объема часов: 5% по циклам дисциплин и 10% по дисциплинам, входящих в цикл. Объем курсов по выбору студента, предусмотренный стандартами, не подлежит сокращению (инстр. письмо № 31-32-37 ин/03 от 5.05.1995 г.).

-     Объем курсов по выбору студента, предусмотренный требованиями, не подлежит сокращению. Избранные студентами курсы становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это указанно в Требованиях.

-     Курсы по выбору указываются одной строкой по каждому циклу. На каждый из предлагаемых курсов по выбору выделять одинаковое количество часов для кафедр (кафедра разрабатывает учебную программу такого курса по выбору с учетом выделенного количества часов).

-     Формы и сроки итоговой и межсессионной аттестаций (зачеты, экзамены, контрольные работы, рефераты, курсовые работы).

-     Объем обязательных аудиторных занятий в среднем не должен превышать за период теоретического обучения 27 часов в неделю (если в стандарте не оговорена  другая нагрузка). При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

-     Если факультет считает необходимым оставить индивидуальную работу со студентами, то этот вид учебной работы входит в аудиторную нагрузку и сохраняется ограничение в 27 часов предельной нагрузки.

-     Объем аудиторных часов по дисциплине должен соответствовать количеству недель теоретического обучения (например, объем лекционных 36часов  соответствует 18 неделям и т.д.). Количество форм итогового контроля в сессию не должен быть больше 10, количество экзаменов в сессию не должно быть более 5. Планировать количество недель на экзаменационную сессию соответственно количеству экзаменов (не менее 3 дней на подготовку к экзамену).

-     При отсутствии экзамена по дисциплине успешная работа студента должна завершаться получением зачета без специального итогового собеседования. Недопустима практика искусственного превращения зачета в экзамен (инд. письмо Госкомитета №31-32-37 ин/03 от 05.05.1995г.).

-     Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По курсовым работам и по всем видам практики студентам выставляются зачеты с дифференцированной оценкой. Количество работ за весь период обучения не должно превышать более четырех (количество проектов по специальности 052400 “Дизайн” за период обучения определить в количестве 10, один проект в семестр, начиная со второго курса обучения (6 лет обучения)).

Требования к заполнению раздела наименования практики

         В разделе учебного плана “Практика” указывать название практик, семестр и объем в неделях по каждой практике.

Требования к заполнению раздела итоговой квалификационной аттестации учебного плана

         Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:

-     итоговый экзамен по отдельной дисциплине;

-     итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности);

-     защита выпускной квалификационной работы.

         Итоговый экзамен по отдельной дисциплине должен определять уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой, и охватывать все минимальное содержание данной дисциплины, установленное соответствующим государственным образовательным стандартом.

         Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности) должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по данному направлению (специальности).

         Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломной работы или дипломного проекта. Темы выпускных квалификационных работ определяются ВУЗом. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначаются руководитель и консультанты.

         Выпускные квалификационные работы бакалавров могут основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

         Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении профессиональных образовательных программ подготовки специалистов и магистров, подлежат обязательному рецензированию.

         В состав итоговой государственной аттестации обязательно включается защита выпускной квалификационной работы. Исключение из этого положения для отдельных направлений (специальностей) может быть сделано только Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

         Конкретный перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации студентов, порядок и сроки выполнения дипломных работ и проектов, продолжительность их защиты устанавливаются Ученым Советом ВУЗа (факультета).

         Аттестационные испытания, включенные в состав итоговой государственной аттестации, не могут быть заменены оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

         Программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных экзаменов по направлениям (специальностям) и критерии оценки выпускных квалификационных работ обсуждаются с участием председателей государственных аттестационных комиссий и утверждаются ученым советом ВУЗа (факультета).

Особенности разработки базовых учебных планов

для заочной формы обучения

При разработке учебных планов по заочной форме обучения необходимо исходить из того, что студенты-заочники должны получить знания по изучаемым дисциплинам (кроме физвоспитания и гражданской обороны) в объеме, предусмотренным для них учебными планами по дневной форме обучения.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятия с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год (приказ Госкомвуза №886 от 02.09.1994г.).

В учебном плане заочной формы обучения должен быть проставлен по каждой дисциплине общий объем часов, предусмотренный по этой дисциплине в учебном плане дневной формы обучения.

Наименование дисциплин и итоговый контроль по этим дисциплинам, по очной и заочной формам обучения должны совпадать.

2. Рабочий учебный план

Рабочие учебные планы составляются на основе утвержденных базовых учебных планов деканатами с учетом мнения всех участвующих в учебном процессе кафедр, рассматриваются на Советах факультетов и утверждаются проректором по учебной работе.

В связи с машинной обработкой рабочие учебные планы составляются по единой форме.

В рабочем учебном плане по каждому курсу указывается контингент студентов и количество учебных групп.

Лабораторными считаются занятия, проводимые в лабораториях с использованием приборов и оборудования. Если есть необходимость, то, как примечания, оговариваются дисциплины, по которым проведение практических занятий требует деления аудиторной группы на подгруппы.

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний в различных областях деятельности по профилю этой специальности.

Наименование специализаций по специальностям высшего специального образования устанавливается и утверждается Учебно-методическими объединениями, а также вузами, имеющими права УМО, за которыми закреплены эти специальности. Подготовка в ВУЗе по утвержденным УМО специализациям осуществляется на основании решения Ученого совета ВУЗа (факультета). Наименование дисциплин специализаций, их объем, содержание, и форма контроля устанавливаются ВУЗом (факультетом) Инструктивное письмо МОПО №18 от 10.03.98.

Студент, обучающийся по специальности, может выбрать одну из ее специализаций. Некоторые специальности могут не иметь специализаций. Наименование специализации, как правило, не должно совпадать с наименованием специальности, в рамках которой она открывается, а также с наименованием специальностей и направлений, входящих в перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденный в установленном порядке.

Распределение студентов по специализациям осуществлять не ранее третьего курса по личным заявлениям. Итоги распределения студентов на специализации утверждаются распоряжением декана факультета, один экземпляр которого представляется в Учебно-методическое управление.

При делении студентов на специализации, при включении альтернативных спецкурсов и при распределении студентов на спецсеминары учитывать, что количество студентов должно быть не менее 12-15 человек (для специальности 052400 “Дизайн” количество студентов должно быть не менее четырех).

Специализация, курсы по выбору, факультативы указываются на лицевой стороне учебного плана одной строкой, расшифровываются на обороте в соответствующих формах.

Порядок оформления разработанных учебных планов

В разработке учебных планов должны принимать участие заведующие тех кафедр, дисциплины которых входят в учебный план данной специальности, представители учреждений и организаций, в которые распределяются выпускники.

Учебные планы обсуждаются и утверждаются на заседаниях Учебно-методических комиссий и на Советах факультетов до их представления на утверждение проректора по учебной работе.

В учебном плане обязательно проставляются дата обсуждения на  УМК факультета и дата утверждения на Ученом совете факультета.

Учебные планы представляются в Учебно-методическое управление ежегодно до 1 марта с приложением всех внесенных изменений.

Экземпляры учебных планов подписываются заведующими выпускающих кафедр соответствующих специальностей данного плана, деканами, председателями УМК факультетов, ректором или проректором по учебной работе.

Учебные планы согласовываются с начальником Учебно-методическом департамента и утверждаются ректором университета.

После утверждения учебных планов деканаты обязаны оповестить об этом заведующих тех кафедр, дисциплины которых входят в данный учебный план.

После утверждения учебных планов деканаты предоставляют на кафедры выписки из учебного плана с указанием объема часов и форм контроля всех дисциплин, которые ведут преподаватели кафедры.

Изменения в утвержденные учебные планы вносятся на основании служебных записок декана факультета (директора института), выписок из решения ученого совета факультета или заседания методической комиссии факультета, согласованных с начальником Учебно-методического департамента.

3. Учебный план по сокращенным срокам обучения

         Учебный план по сокращенным срокам обучения разрабатывается на основе базового учебного плана специальности на 5 курсов обучения в соответствии с «Положением о порядке разработки учебных планов по сокращенным срокам обучения».

4. Учебный план на год выпуска

          Учебный план на год выпуска составляется с учетом требований к заполнению Приложений к дипломам государственного образца (Приказ Госкомвуза РФ №989 от 04.06.96) и содержит:

-     бюджет времени студента согласно Госстандарту данной специальности;

-     полный перечень дисциплин с указанием индекса блока;

-          объем часов по дисциплинам (общий, аудиторный и самостоятельной работы);

-     формы итогового контроля по дисциплинам;

-     общий объем часов за весь период обучения в соответствии со стандартом (из них аудиторных и самостоятельной работы) с учетом формы обучения;

-     наименование практик;

-     итоговая аттестация.