ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«Критерии оценки методической работы в УдГУ»

 

            Методическая работа – вид деятельности преподавателя, руководителя, направленный на создание условий повышения качества учебного процесса.

 

            Методическая работа включает в себя:

·        деятельность по совершенствованию управления учебным процессом, организации педагогического труда;

·        разработку и мониторинг документов планирования учебного процесса – учебных планов, рабочих программ и рекомендаций по организации работы студентов;

·        разработку и обсуждение моделей образования, организационных форм обучения;

·        использование инновационных методов обучения, современных образовательных технологий, направленных на развитие творческого потенциала и самостоятельности студентов;

·        методическое обеспечение обучения – создание Учебно-методических комплексов дисциплин;

·        совершенствование форм и механизмов организации самостоятельной работы студентов;

·        подготовку и выпуск научно-методических материалов по проблемам Педагогики высшей школы.

 

Согласно Приказу Рособрнадзора от30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» и письма Федеральной службы Рособрнадзора от 14.04.2006 № 02-55-77ин/ак методическая работа входит в показатели государственной аккредитации вузов.

Критериями данного показателя по документам Рособрнадзора выделены:

·        обеспеченность учебных дисциплин  Учебно-методическими комплексами;

·        использование инновационных методов в образовательном процессе.

В соответствии со Стратегической программой развития Удмуртского государственного университета, разработкой и введением системы управления качеством образования в УдГУ, проведением регулярных внутренних и внешних аудитов качества образовательных программ, а также в целях подготовки к государственной аттестации и аккредитации вуза, повышения качества учебного процесса,  Учебно-методический Совет предлагает информационно-методические материалы «Критерии качества методической работы в УдГУ».

Материалы адресованы преподавателям, заведующим кафедрами, членам методических комиссий, деканам факультетов, директорам институтов для проведения мониторинга качества учебного процесса кафедр, факультетов, оценки деятельности преподавателей в процедуре конкурсного отбора на замещение вакантной должности.

Информационно-методические материалы включают в себя:

·        характеристику критериев методической работы в соответствии с уровнем управления учебным процессом;

·        информационную справку по инновационным методам обучения.

 

Основные понятия:

 

Рабочая программа –  часть профессиональной образовательной программы, учитывающая все особенности изучения курса (дисциплины) в конкретном образовательном учреждении и отражающая индивидуальный педагогический стиль преподавателя.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки студентов по одной из специальностей (направлений).

 

Контрольно-измерительные материалы – диагностический инструмент для объективной оценки степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям ГОС ВПО.

                                                                                              

Инновационные методы обучения – методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей, самостоятельности и ответственности, профессиональных компетенций.

 

Характеристика критериев оценки методической работы:

 

 

1.1.  Учебно-методический комплекс

 

 

преподаватель

 

 

кафедра

 

факультет

·         наличие УМКД;

·         соответствие УМКД требованиям Методических указаний;

·         издание учебно-методических материалов УМКД;

·         грифованные издания учебно-методических материалов УМКД;

·         электронные учебно-методические материалы УМКД

·         наличие УМКД по дисциплинам специальностей, включенных в учебные поручения преподавателей;

·         методические семинары по обсуждению УМКД;

·         оснащенность студентов материалами УМКД;

·         тиражирование материалов УМКД

·         наличие УМКС по всем специальностям, реализуемым на факультете (в институте);

·         планирование издания УМКД;

 

1.2. Рабочая программа по дисциплине

 

 

преподаватель

 

 

кафедра

 

 

факультет

·         наличие;

·         соответствие требованиям ГОС (в части дидактических единиц, требований к подготовке специалистов);

·         соответствие структуры требованиям Методических указаний;

·         дата утверждения;

·         наличие в списках литературы источников за последние 5 лет;

·         2 вида представленности: на электронном носителе (для поддержки базы в ИИАС) и бумажный вариант.

·         наличие рабочих программ по всем дисциплинам, обеспечиваемым кафедрой;

·         протоколы заседаний кафедры по обсуждению и утверждению рабочих программ по дисциплинам;

·         документы по согласованию рабочих программ с факультетами.

·         наличие рабочих программ по специальностям, реализуемым на факультете (в институте) в системе ИИАС – рабочие программы;

·         протоколы МК, Ученого совета факультета (института) по вопросам содержания образования;

·         доступность рабочих программ по дисциплинам специальности для студентов – издание, тиражирование (диски, брошюры).

 

1.3.  Контрольно-измерительные материалы к аттестации

 

 

преподаватель

 

кафедра

 

Факультет

 

·         фонды контрольных материалов по текущей аттестации;

·         фонды контрольных материалов по промежуточной аттестации;

·         методические указания по учебно-исследовательской работе студентов (контрольная работа, реферат, курсовая работа)

·         методические указания по подготовке к зачетам и экзаменам;

·         методические материалы по написанию курсовых и выпускных квалифи-кационных работ;

·         анализ экзаменационных билетов (протоколы заседаний кафедр), анализ результатов Интерент-экзамена (протоколы с решениями);

·         фонды контрольных материалов по итоговой аттестации

·         положение и методические материалы по итоговой аттестации;

·         издание фондов контрольных материалов по дисциплинам специальностей;

·         мониторинг результатов итоговой аттестации (протоколы ученых советов, управленческие решения);

·         мониторинг результатов Интернет-экзамена (МК, Ученый Совет)

·         методические рекомендации по подготовке Интернет-экзамена.

 

2. Использование инновационных методов обучения

 

 

преподаватель

 

 

кафедра

 

факультет

·         отражение инновационных методов обучения в рабочей программе и УМКД;

·         формы повышения квалификации как освоение инновационных методов обучения;

·         участие в методических семинарах, мастер-классах, открытых занятиях, научно-методических конференциях;

·         публикации преподавателя по проблемам методов обучения;

·         обсуждение методической работы в процессе прохождения конкурсного отбора

·         методический семинар кафедры (план, отчет, протоколы);

·         открытые занятия преподавателей (в планах, отчетах кафедры);

·         отчет о методической работе

·         методический семинар (план, протоколы);

·         отчеты преподавателей на Ученом Совете факультета (института) в ходе конкурсного отбора на замещение вакантной должности;

·         открытые занятия преподавателей в процедуре конкурсного отбора на замещение вакантной должности;

·         мониторинг учебно-методической работы кафедр факультета.