ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Критерии оценки методической работы в УдГУ»
Методическая работа – вид
деятельности преподавателя, руководителя, направленный на создание условий повышения качества учебного процесса.
Методическая работа включает в себя:
·
деятельность по
совершенствованию управления учебным процессом, организации педагогического
труда;
·
разработку и
мониторинг документов планирования учебного процесса – учебных планов, рабочих
программ и рекомендаций по организации работы студентов;
·
разработку и
обсуждение моделей образования, организационных форм обучения;
·
использование
инновационных методов обучения, современных образовательных технологий,
направленных на развитие творческого потенциала и самостоятельности студентов;
·
методическое обеспечение
обучения – создание Учебно-методических комплексов дисциплин;
·
совершенствование
форм и механизмов организации самостоятельной работы студентов;
·
подготовку и
выпуск научно-методических материалов по проблемам Педагогики высшей школы.
Согласно Приказу Рособрнадзора
от30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев
государственной аккредитации высших учебных заведений» и письма Федеральной
службы Рособрнадзора от 14.04.2006 № 02-55-77ин/ак методическая работа входит в показатели государственной
аккредитации вузов.
Критериями данного показателя по документам Рособрнадзора выделены:
·
обеспеченность
учебных дисциплин Учебно-методическими
комплексами;
·
использование
инновационных методов в образовательном процессе.
В соответствии со Стратегической
программой развития Удмуртского государственного университета, разработкой и
введением системы управления качеством образования в УдГУ,
проведением регулярных внутренних и внешних аудитов качества образовательных
программ, а также в целях подготовки к государственной аттестации и
аккредитации вуза, повышения качества учебного процесса, Учебно-методический Совет предлагает
информационно-методические материалы «Критерии качества методической работы в УдГУ».
Материалы адресованы преподавателям, заведующим
кафедрами, членам методических комиссий, деканам факультетов, директорам
институтов для проведения мониторинга качества учебного процесса кафедр,
факультетов, оценки деятельности преподавателей в процедуре конкурсного отбора
на замещение вакантной должности.
Информационно-методические материалы включают в себя:
·
характеристику
критериев методической работы в соответствии с уровнем управления учебным
процессом;
·
информационную
справку по инновационным методам обучения.
Основные понятия:
Рабочая программа – часть
профессиональной образовательной программы, учитывающая все особенности
изучения курса (дисциплины) в конкретном образовательном учреждении и
отражающая индивидуальный педагогический стиль преподавателя.
Учебно-методический комплекс дисциплины
– совокупность учебно-методических
материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала,
входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную
планом подготовки студентов по одной из специальностей (направлений).
Контрольно-измерительные материалы – диагностический инструмент для объективной оценки
степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям ГОС
ВПО.
Инновационные методы обучения – методы, основанные на использовании современных
достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение
качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей,
самостоятельности и ответственности, профессиональных компетенций.
Характеристика критериев оценки методической работы:
1.1. Учебно-методический комплекс |
|||
преподаватель |
кафедра |
факультет |
|
·
наличие УМКД; ·
соответствие
УМКД требованиям Методических указаний; ·
издание
учебно-методических материалов УМКД; ·
грифованные издания
учебно-методических материалов УМКД; ·
электронные
учебно-методические материалы УМКД |
·
наличие УМКД по
дисциплинам специальностей, включенных в учебные поручения преподавателей; ·
методические
семинары по обсуждению УМКД; ·
оснащенность
студентов материалами УМКД; ·
тиражирование
материалов УМКД |
·
наличие УМКС по
всем специальностям, реализуемым на факультете (в институте); ·
планирование
издания УМКД; |
|
1.2. Рабочая программа по дисциплине |
|||
преподаватель |
кафедра |
факультет |
|
·
наличие; ·
соответствие
требованиям ГОС (в части дидактических единиц, требований к подготовке
специалистов); ·
соответствие
структуры требованиям Методических указаний; ·
дата
утверждения; ·
наличие
в списках литературы источников за последние 5 лет; ·
2 вида представленности: на электронном носителе (для поддержки базы
в ИИАС) и бумажный вариант. |
·
наличие рабочих
программ по всем дисциплинам, обеспечиваемым кафедрой; ·
протоколы
заседаний кафедры по обсуждению и утверждению рабочих программ по
дисциплинам; ·
документы по
согласованию рабочих программ с факультетами. |
·
наличие рабочих
программ по специальностям, реализуемым на факультете (в институте) в системе
ИИАС – рабочие программы; ·
протоколы МК,
Ученого совета факультета (института) по вопросам содержания образования; ·
доступность
рабочих программ по дисциплинам специальности для студентов – издание,
тиражирование (диски, брошюры). |
|
1.3. Контрольно-измерительные материалы к
аттестации |
|||
преподаватель |
кафедра |
Факультет |
|
·
фонды
контрольных материалов по текущей аттестации; ·
фонды
контрольных материалов по промежуточной аттестации; ·
методические
указания по учебно-исследовательской работе студентов (контрольная работа,
реферат, курсовая работа) |
·
методические
указания по подготовке к зачетам и экзаменам; ·
методические
материалы по написанию курсовых и выпускных квалифи-кационных работ; ·
анализ
экзаменационных билетов (протоколы заседаний кафедр), анализ результатов Интерент-экзамена (протоколы с решениями); ·
фонды
контрольных материалов по итоговой аттестации |
·
положение и
методические материалы по итоговой аттестации; ·
издание фондов
контрольных материалов по дисциплинам специальностей; ·
мониторинг
результатов итоговой аттестации (протоколы ученых советов, управленческие
решения); ·
мониторинг
результатов Интернет-экзамена (МК, Ученый Совет) ·
методические
рекомендации по подготовке Интернет-экзамена. |
|
2. Использование
инновационных методов обучения |
|||
преподаватель |
кафедра |
факультет |
|
·
отражение
инновационных методов обучения в рабочей программе и УМКД; ·
формы повышения
квалификации как освоение инновационных методов обучения; ·
участие в
методических семинарах, мастер-классах,
открытых занятиях, научно-методических конференциях; ·
публикации
преподавателя по проблемам методов обучения; ·
обсуждение
методической работы в процессе прохождения конкурсного отбора |
·
методический
семинар кафедры (план, отчет, протоколы); ·
открытые
занятия преподавателей (в планах, отчетах кафедры); ·
отчет о
методической работе |
·
методический
семинар (план, протоколы); ·
отчеты
преподавателей на Ученом Совете факультета (института) в ходе конкурсного
отбора на замещение вакантной должности; ·
открытые
занятия преподавателей в процедуре конкурсного отбора на замещение вакантной
должности; ·
мониторинг
учебно-методической работы кафедр факультета. |
|