РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

1.      Общие положения

 

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

В методических указаниях должны быть изложены рациональные методы самостоятельного изучения учебных дисциплин, обращено внимание на наиболее сложные темы программы, даны разъяснения по выполнению контрольных работ.

           Образовательные учреждения разрабатывают на основе рабочих программ методические указания по дисциплинам специализаций, дисциплинам по выбору студентов, а также в отдельных случаях – по специальным дисциплинам.

Примерная структура методических указаний:

1.        Введение.

2.        Примерная программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению каждой темы программы и вопросы для самоконтроля.

3.        Задания для контрольных работ.

4.        Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий.

5.        Перечень рекомендуемой литературы для изучения.

Объем методических указаний устанавливается в зависимости от характера учебной дисциплины и количества часов, отведенных на ее изучение. Структура титульного листа приведена в приложениях …

 

2.      Примерное содержание разделов методических указаний

 

2.1.  Введение

Основной задачей раздела «Введение» является ознакомление студентов с целью и порядком изучения данной учебной дисциплины, с особенностями самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

В данном разделе рекомендуется изложить:

-         значение изучения учебной дисциплины при подготовке специалиста;

-         минимум знаний, умений и навыков, приобретаемый в результате изучения дисциплины в соответствии с Государственными требованиями;

-         взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана;

-         особенности изучения данной учебной дисциплины;

-         количество контрольных и лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов, экзаменов по данной учебной дисциплине, предусмотренное учебным планом.

2.2.  Примерная программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по каждой теме программы и вопросы для самоконтроля

В методические указания включаются фрагменты рабочей программы изучаемой дисциплины. Разделы (темы) программы объединяются в учебные задания с соответствующей нумерацией, при этом следует методически правильно распределить материал между заданиями. Число учебных заданий рекомендуется определять исходя их количества часов, выделенных на изучение конкретной учебной дисциплины:

    до 70 часов – одно задание;

    до 120 часов – два задания;

более 120 часов – три задания.

Методические указания не должны подменять учебники, являться их конспектами или содержать излишне усложненный второстепенный материал.

Методические рекомендации по изучению дисциплины целесообразно давать к каждой теме программы по основным и наиболее сложным вопросам, учитывая особенности учебной дисциплины. Они должны быть написаны точным, ясным и доступным для понимания языком.

В методических указаниях рекомендуется кратко изложить:

-         значение основных вопросов темы для изучения учебного материала данной дисциплины и их взаимосвязь с ранее изученным материалом в этой или смежной учебной дисциплине;

-         дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников);

-         рациональные методы решения типовых примеров и задач, выполнения упражнений с учетом использования в них элементов проблемного обучения;

-         цели проведения лабораторных работ и практических занятий по соответствующим темам.

            Рекомендации по проведению лабораторных работ и практических занятий, порядок оформления их образовательные учреждения издают отдельно и выдают студентам перед проведением занятий.

            Целью вопросов для самоконтроля должны быть активизация процессов усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Вопросы для самоконтроля должны быть направлены на развитие самостоятельного мышления студентов с использованием элементов проблемного обучения и тестового контроля. В отличие от вопросов контрольных работ они не должны носить обобщающий характер, а касаться конкретного материала и следовать непосредственно за методическими указаниями по изучению каждой темы.

2.3. Задания для контрольных работ

Содержание контрольных работ должно охватывать основной материал  соответствующих учебных заданий.

При определении содержания заданий на контрольные работы целесообразно руководствоваться следующим:

-         контрольные задания должны состоять из контрольных вопросов, задач, примеров, графических работ и т.п. в зависимости от специфики учебной дисциплины;

-         контрольные вопросы должны носить обобщающий характер, ориентировать студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала. Вопросы должны способствовать развитию профессионального интереса и творческого мышления и могут быть составлены в форме проблемных ситуаций;

-         пори постановке контрольных вопросов целесообразно исключить возможность механического переписывания материала учебника;

-         контрольные задачи, примеры, расчеты, упражнения по степени сложности должны отвечать уровню типовых задач, приведенных в соответствующих разделах методических указаний, а также должны быть тщательно выверены и предварительно решены автором и рецензентом методических указаний;

-         варианты контрольной работы по одному и тому же учебному заданию должны быть равноценны по объему и сложности и их следует разрабатывать по многовариантной системе (в зависимости от объема дисциплины), но не менее чем в 10 вариантах.

2.4. Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий

Примерный перечень лабораторных работ и практических занятий имеет рекомендательный характер. Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.

В зависимости от профиля подготовки выпускников и материально-технического обеспечения учебного заведения возможны изменения и замена отдельных практических занятий и лабораторных работ.

2.5. Перечень рекомендуемой литературы

Перечень рекомендуемой литературы по учебной дисциплине должен быть подразделен на основную и дополнительную.

В перечень основной литературы включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные рабочей программой с учетом последних изданий.

Перечень дополнительной литературы, кроме учебников и учебных пособий, состоит из печатных изданий, отражающих современный уровень развития соответствующих отраслей науки и техники, в том числе периодических изданий, с указанием их авторов (фамилия, инициалы), места и года издания.