ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Система обеспечения качества образовательного процесса

Высшее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ИЖЕВСК - 2007

Положение утверждено на заседании  Учебно-методического Совета ГОУ ВПО «УдГУ»,
протокол № 17 от 14 февраля 2007 г.

 

Составители:

Анголенко Е.Н. – начальник УМД, член президиума УМС;

Бесклинская Л.П. – директор библиотеки УдГУ, член президиума УМС;

Бунтов С.Д. – к.ю.н., ректор, председатель УМС УдГУ;

Богомолова Т.М. – начальник ОСПО УМД;

Жуков В.К. – зам. декана по учебной работе НФ, член УМС;

Костина Н.М. – начальник МО УМД, секретарь-координатор УМС;

Макарова Л.Л. – к.х.н., профессор БХФ, зам. председателя УМС;

Нуриева Я.А.- методист МО УМД, секретарь УМС;

Трифонова И.С. – к.п.н., доцент ИИЯЛ, член УМС;

Шквырина А.В. – ст. преподаватель ИСК, член УМС;

 

 

         Положение об Учебно-методическом комплексе дисциплины. Ижевск. ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». 2007. - 14с.

 

Положение об Учебно-методическом комплексе дисциплины предназначено для обязательного использования в практической деятельности институтов, факультетов и филиалов ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Положение адресовано руководителям и преподавателям университета.

 

© Коллектив авторов, 2007

©Учебно-методический департамент, 2007

©ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Общие положения. 4

Основные понятия. 5

Структура учебно-методического комплекса. 5

Характеристика основных компонентов учебно-методического комплекса  6

Характеристика разделов, носящих рекомендательный характер. 8

Алгоритм разработки УМКД.. 10

Организация контроля содержания и качества разработки УМК.. 11

 

Общие положения

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) является обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в университете, на факультете, кафедре.

         УМКД составляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) ВПО, учебным планом реализуемой специальности (направления подготовки) и нормативной документацией Министерства образования и науки РФ.

Положение об УМКД разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

         Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых на факультетах (институтах) УдГУ по всем формам обучения.

         Настоящее Положение об УМКД регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу студента, формировать универсальные профессиональные компетенции и сохранять преемственность в преподавании учебных дисциплин.

         Введение Положения в УдГУ позволит обеспечить учебный процесс методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов, создать инструмент планирования и организации работы по совершенствованию учебно-методической базы УдГУ, получить учебно-методические материалы, необходимые для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.

         Учебно-методический комплекс разрабатывается преподавателем по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой, в соответствии с учебными планами.

         УМКД должен находиться на кафедре, реализующей специальность, в рамках которой читается данная дисциплина.

         УМКД открыт и доступен  преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в методическом кабинете факультета/института, читальном зале библиотеки.

Основные понятия

 

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки студентов по одной из специальностей (направлений подготовки).

        

Структура учебно-методического комплекса

 

1.     Титульный лист УМКД

2.     Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки).

3.     Рабочая программа по дисциплине.

4.     Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями.

5.     Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия..

6.     Пакет контрольных заданий для текущей, промежуточной и итоговой аттестации.

7.     Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ (если это предусмотрено учебным планом).

 

В целях улучшения методического обеспечения самостоятельной работы студентов, структура УМКД может быть расширена и включать разделы:

·        Примерная (типовая) учебная программа курса (дисциплины).

·        Методические указания для студентов по дисциплине.

·        Учебные материалы и пособия.

·        Прикладные компьютерные разработки по дисциплине.

·        Словарь терминов и персоналий.

·        Ридеры.

·        Наглядные средства обучения.

·        Образцы студенческих работ.

Данные разделы носят рекомендательный характер.

 

Характеристика основных компонентов

учебно-методического комплекса дисциплины

 

Титульный лист УМКД (Приложение 1) должен быть оформлен в соответствии с требованиями к оформлению документов и содержать:

-         наименование образовательного учреждения,

-         наименование кафедры,

-         наименование учебной дисциплины,

-         код и наименование специальности/направления,

-         дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании кафедры,

-         согласование с МК факультета (института),

-         год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД.

ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки) (Приложение 2) социальная норма образования и образованности, действующая на всей территории РФ и устанавливаемая в соответствии с Конституцией РФ. В УМКД представлены извлечения из ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки, содержащее перечень дидактических единиц и требования к уровню подготовки специалиста.

Рабочая программа (Приложение 3)часть профессиональной образовательной программы, учитывающая все особенности изучения курса (дисциплины) в конкретном образовательном учреждении и отражающая индивидуальный педагогический стиль преподавателя. Рабочая программа по дисциплине разрабатывается с учетом методических рекомендаций по разработке и оформлению рабочей программы по курсу (дисциплине) ВПО.

Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями (Приложение 4) – включают в себя перечень тем, выносимых на практическое занятие, вопросы и задания, выносимые на обсуждение и требующие самостоятельной учебной работы студента при подготовке к семинару, тексты ситуаций, задач, рассматриваемых на практических занятиях, список литературы к каждому занятию, методические указания по самостоятельной работе студентов.

Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия – определяют методику, технологии ведения занятий, порядок решения учебных задач, предлагаемых студентам, методику обсуждения проблемных вопросов, варианты тем докладов, рефератов, контрольных работ.

Пакет контрольных заданий и тестов для самопроверки вопросов и заданий для текущей и промежуточной аттестации – набор заданий, позволяющих определить уровень освоения отдельных тем и учебного курса вцелом. Пакет включает в себя перечень контрольно-измерительных материалов, отражающих основные положения дисциплины за пройденный период обучения. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине должен быть исчерпывающим и содержать в тематическом порядке все вопросы, которые включены в экзаменационные билеты или выносятся на собеседование (зачет).

Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (курсовых, дипломных) работ – содержат указания на цель и задачи курсовой (дипломной) работы; типовую структуру и требования к содержанию разделов; порядок выполнения работы (выбор темы, подбор литературы, выполнение исследования, оформление работы) и порядок ее защиты; рекомендуемый кафедрой перечень тем для курсовой (дипломной) работы.

 

Характеристика разделов, носящих рекомендательный характер

 

Примерная/типовая учебная программа курса  - ориентировочный макет учебной программы, выполняющий функцию методической помощи разработчикам рабочих программ, а также структурам управления образования. Примерная учебная программа курса рекомендуется соответствующим УМО и утверждается МОиН РФ. Она отражает требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы, включает основные дидактические единицы в виде разделов, тем, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.

Методические указания для студентов – представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. В содержание методических рекомендаций могут быть включены советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий.

Учебные материалы и пособия – учебные издания, дополняющие или частично заменяющие основной учебник, имеющие гриф вуза, УМО или МОиН РФ (гриф вуза имеет силу и дает право использовать учебник или учебное пособие в качестве основного только в том вузе, в котором получен гриф). В состав учебных материалов могут быть включены учебники, разработанные преподавателями кафедр, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и/или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекции, файл с раздаточными материалами; тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля студентов.

Прикладные компьютерные разработки по дисциплине – по дисциплине в целом или ее отдельным разделам могут быть представлены в виде электронных учебников; прикладных компьютерных программ, содержащих тесты для оценки знаний студентов; деловые игры, хрестоматийный материал, используемый при изучении дисциплины; методические указания по использованию прикладных компьютерных программ и электронных учебников.

Словарь терминов и персоналий – в каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых неочевидно и требует пояснений. Студент должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. Это отражается в толковом словаре терминов и персоналий – глоссарии. В нем даются определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам / располагаться в алфавитном порядке.

Ридеры – тексты для чтения

 

 

Наглядные средства обучения – карты, схемы, таблицы, репродукции, атласы, видео и др.

Образцы студенческих работ – работы студентов, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные, курсовые, творческие работы, эссе и др.)

 

Алгоритм разработки УМКД

 

УМКД разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям подготовки).

Ответственность за полноту и содержание УМКД, контроль использования, техническое обеспечение соответствующей дисциплины в учебной деятельности возлагается на заведующего кафедрой.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМКД, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам  глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

Подготовка УМКД включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМКД устанавливается кафедрой, фиксируется протоколом заседания кафедры.

Разработка УМКД включает в себя этапы:

·        разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (направлению подготовки);

·        разработка методических материалов: конспекта лекций, методики проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

·        оформление УМКД;

·        апробация материалов УМКД в учебном процессе;

·        корректировка материалов УМКД.

Кафедра:

·        корректирует и утверждает документацию УМКД согласно учебного поручения преподавателя;

·        включает в план издания кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами УМКД и прошедшие апробацию в учебном процессе;

·        оценивает качество преподавания дисциплины, использования материалов УМКД;

·        документы, составляющие УМКД, комплектуются в папку, обозначаемую по номенклатуре дел кафедры своим порядковым номером.

·        УМКД обновляется по мере необходимости: при обновлении ГОС по специальности, при изменении рабочего учебного плана, рабочей программы, при появлении новых образцов учебно-методических материалов или студенческих работ и др.

 

Организация контроля содержания и качества разработки УМК

 

Контроль содержания и качества разработки УМКД по специальности возлагается на декана (директора), методическую комиссию факультета (института).

Назначение ответственных по формированию, поддержанию в рабочем состоянии и контролю УМКД оформляется распоряжением по кафедре.

Кафедра осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД:

·        разрабатывает и утверждает план подготовки УМКД;

·        рассматривает, рецензирует и принимает УМКД на заседании кафедры;

·        заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль соответствия УМКД современному уровню, методики и технологии осуществления учебного процесса.

Методическая комиссия факультета (института):

·        оказывает помощь преподавателя в разработке УМКД;

·        утверждает комплект документов УМКД;

·        контролирует содержание и качество подготовки УМКД, отраженным в учебном плане по специальности;

·        рекомендует к изданию учебно-методические комплексы;

·        организует обсуждение проблем УМКД на заседании Ученого совета факультета (института);

·        проверку наличия, полноты содержания и хранения документов УМКД проводит не реже одного раза в год Методическая комиссия факультета (института). О проведенных проверках делаются отметки в «Индивидуальном плане работы преподавателя на учебный год».

В случаях обнаружения нарушений, отступлений в требованиях к документам УМКД, нарушений при хранении, использовании и др., результаты работы методической комиссии оформляются актом и доводятся до сведения зав. кафедрой, декана факультета (института).

Учебно-методический совет УдГУ:

·        разрабатывает Положение об УМКД;

·        выносит вопросы по УМКД на заседания УМС, Ученого Совета УдГУ;

·        вырабатывает рекомендации по совершенствованию УМКД.