Приложение 2

к приказу от 26.01.2011 № 71/01-04

 

Методические рекомендации по заполнению календарного учебного графика и компетентностно-ориентированного учебного плана на основе ФГОС с использованием зачетных единиц

 

      Проектирование образовательного процесса рекомендуется начинать с календарного учебного графика и расчета учебного времени в неделях.

    При реализации ООП, созданной на основе ФГОС и использующей систему зачетных единиц, рекомендуется для каждого направления подготовки разработать компетентностно-ориентированные учебные планы: базовый учебный план, рабочий учебный план и индивидуальный план студента.

      Базовый учебный план вместе с календарным учебным графиком определяет общие параметры реализации основной образовательной программы: удельный вес (в зачетных единицах) ее компонентов, формирующих те или иные компетенции; распределение зачетных единиц по годам и семестрам обучения (с выполнением требования 60 зачетных единиц в год; ежегодное количество недель теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, физической культуры и факультативов, каникул. Для каждого элемента базового учебного плана рекомендуется указывать индексы компетенций (установленных ФГОС, а также ООП в рамках вариативной части), которые формирует данный элемент.)

       Рабочий учебный план определяет последовательность освоения элементов ООП, распределение часов (в пределах установленного для каждого элемента образовательной программы количества зачетных единиц), отводимых на аудиторную и самостоятельную работу, работу студента под контролем преподавателя (КСР), процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Данный план служит для составления рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и расписания, а также для составления нагрузки преподавателей.

        Индивидуальный учебный план студента определяет его индивидуальную образовательную программу на учебный год.

 

       При проектировании графика учебного процесса и расчете трудоемкости  ООП необходимо учитывать следующие основные параметры:

          трудоемкость учебного года                        60 зачетных единиц (з.е.)

          1 зачетная единица                                        36 часов

          трудоемкость 1 учебной недели                   1,5 з.е.

          недельная нагрузка                                        54 часа

          продолжительность нечетных семестров   18 недель

          продолжительность зимней сессии             2 недели

          

      Необходимо определить вид, объем и сроки проведения учебных и производственных практик, последовательности реализации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточную и итоговую аттестации, каникулы.

       Продолжительность учебного года 52 календарные недели в году.

ФГОС устанавливает продолжительность каникул 7-10 недель в году, соответственно ежегодный учебный период должен длиться 45-42 недели.

       Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

     Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.

     Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения определен ФГОС. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

 Бюджет времени за весь период обучения определяется:

       208 (Рабочих недель) – (минус) количество недель каникул.

При составлении графика нужно выделить минимально возможное количество недель на практики и ИГА (согласно ФГОС). На каникулы необходимо выделить минимум 7 недель х 3 года обучения + 10 недель (на 4 курсе)

         Определяем количество недель каникул в соответствии с ФГОС  7-10 недель (например 31 неделя = 7 + 7 + 7 +10, в т.ч. 2 недели зимой)

         Определяем количество недель практик в соответствии с ФГОС (например,     15 з.е. х 36час.: 54 =10 недель)

          Определяем количество недель на итоговую государственную аттестацию в соответствии с ФГОС (например 12 з.е. х 36 : 54= 8 недель)

          Определяем количество недель на теоретическое обучение и экзаменационные сессии:

           208-31(каникулы)-10 (практики)-8 (ИГА)=159 недель, при этом необходимо помнить, что 1 учебная неделя = 1,5 з.е. (54 часа).

  Примерный график учебного процесса:

курсы

теор. обучение

практики

ИГА

каникулы

всего недель

 

1курс

45

-

 

7

52

2курс

43

2

 

7

52

3курс

43

2

 

7

52

4курс

28

6

8

10

52

 

Зная трудоемкость учебного года 60 з.е., 1 з.е. равна 36 часам,  максимальная нагрузка (включая физическую культуру и факультативы) 54 часа в неделю, можно высчитать количество часов в год и определить минимальное количество недель.

60 з.е. х 36 час. = 2160 час. в год трудоемкость учебного года в часах;  2160 час.: 54 = 40 учебных недель необходимо для того, чтобы реализовать 60 зачетных единиц при максимально установленной ФГОС недельной нагрузке 54 часа, при этом трудоемкость одной недели будет составлять 1,5з.е. «избыточные» недели (см. Примерный график) следует использовать для реализации «сверх нормативных» часов физкультуры (328 часов, не входящих в расчет трудоемкости ООП  в зачетных единиц).

         Целесообразно установить продолжительность нечетных семестров в 18 недель, с целью формирования лекционных потоков по циклам (Б.1) и (Б.2) и с двухнедельной экзаменационной сессией. Продолжительность теоретического обучения и экзаменационных сессий в весенних семестрах рассчитывается в зависимости от трудоемкости (продолжительности) практик. Продолжительность теоретического обучения и экзаменационных сессий на четвертом курсе должна быть меньше, чем на предыдущих курсах, за счет итоговой государственной аттестации.

       Особой проблемой при разработке учебного плана подготовки бакалавра по ФГОС ВПО является распределение трудоемкости по разделу «Физическая культура». При очной форме обучения физическая культура реализуется в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

Занятия  по физической культуре проводятся в течение первых шести семестров, однако зачетные единицы по физической культуре (их всего 2) начисляются:

    1) – две зачетные единицы по окончании всех занятий в шестом семестре после успешного освоения модуля «физическая культура» в целом;              

    2) - одна зачетная единица в 4 семестре (по мере набора 200 часов), вторая зачетная единица начисляется в 6 семестре по окончании всех занятий.

             При проектировании учебного процесса необходимо помнить, что часы физкультуры не входят в аудиторную нагрузку студента, но входят в максимальную нагрузку студента в неделю.(54 академических часа) и добавляются к обязательным 2160 час. в год (60з.е. х 36 = 2160 час.)

 

Примерная программа дисциплины «Физическая культура»

Рекомендуется для всех направлений подготовки.

Вид учебной работы

Всего часов / зачётных

единиц

Семестры

I

II

III

IV

V

VI

Аудиторные занятия (всего)

400 (2 зач. един.)

64

64

64

64

72

72

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Лекции, семинары

16

2

4

2

4

-

4

Практические занятия

384

62

60

62

60

72

68

Вид промежуточной

аттестации

зачёт

зач

зач

зач

зач

зач

зач

 

      Общее количество часов на весь период обучения составляет (240з.е. – 2з.е.) х 36 + 400 = 8968 час. Вычитаем отсюда максимум часов на практики, ИГА: (количество зачетных единиц, выделяемых на практики, ИГА) х 36, получим количество часов, выделяемых на теоретическое обучение.

      При определении объема экзаменационных сессий (в неделях) необходимо иметь в виду, что время, выделенное на подготовку и сдачу экзамена по конкретной дисциплине (модулю), входит в общую трудоемкость дисциплины (модуля), выраженную в зачетных единицах. На подготовку и сдачу экзамена отводится 9 академических  часов в день. Если во время сессии выделяется 1неделя (6 дней) на подготовку и сдачу экзамена, то экзамен имеет трудоемкость 54 академических часа и это время необходимо включить в общую трудоемкость дисциплины (модуля), выраженную в зачетных единицах. Если в сессию запланировано 3 экзамена в неделю, то трудоемкость каждого экзамена составит 18 часов, если 2 экзамена в неделю, то 27 часов, если 3 экзамена в 2 недели, то 36 часов.

         В графике учебного процесса экзаменационные сессии могут отсутствовать, соответственно, часы, при традиционной схеме обучения, отведенные на подготовку и сдачу экзаменов, используются для учебной работы студента. Оценка же по дисциплине (модулю), выставляется по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации, которая может проводиться в различных формах (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, подготовки рефератов). ФГОС определяет, что по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

        

         Наполнение выраженной в зачетных единицах общей трудоемкости конкретной дисциплины (модуля) часами трудоемкости по различным видам учебных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ, собеседований студента с преподавателем по результатам самостоятельной работы (КСР – контроль самостоятельной работы), самостоятельной работы студента), а также по мероприятиям текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации факультеты осуществляют в соответствии с требованиями ФГОС конкретного направления. При этом необходимо помнить, что общее количество часов для освоения основной образовательной программы 8640 часов (36час. х 240з.е.) плюс  сверхнормативные 328 часов физической культуры.